Старт
Старт

Основные факторы которые необходимо учитывать в покере

основные параметры в покере

Для принятия того или иного решения за реальным игровым столом существует огромное количество параметров, которые необходимо учитывать, прежде чем сделать свой ход. Зачастую одни из них оказываются важнее чем другие и правильный выбор нужных из них как раз и выделяет профессионалов от любителей.

Охватить все факторы практически не представляется возможным, т.к. их очень много, но представить основной список с их кратким описанием - вполне посильная задача.

Итак, когда вы находитесь за игровым столом, что в первую очередь стоит учитывать? Однозначного ответа не существует, поскольку у каждого человека свое мировосприятие и своя стратегия принятия решений, как правило основанная на личном опыте.

В этой статье мы попробуем абстрагироваться от человеческих и эмоциональных факторов, концентрируясь на учете параметров, которые мог бы использовать игрок или программа для действий в рамках заданного алгоритма.

В процессе игры существует множество ситуаций, которые упрощают принятие решений, наступление такой ситуации необходимо учитывать до тонкого анализа. Ниже последует список предварительных проверок, но вначале введем некоторые определения:

ценность ставки (C) - отношение количества фишек, которые надо поставить к размеру своего текущего стека (находится в пределах от 0 до 1)
число M - отношение своего стека к сумме блайндов и анте
вероятность (P) - число благоприятных исходов к общему числу (m/n)
шансы (O) - число побед к числу поражений (1 : (1/P) - 1)
отношение банк-ставка - отношение количества фишек для ставки к количеству фишек в банке, аналогично шансы банка (1 : 5, для выигрыша 5 фишек, необходимо поставить одну)
шансы на победу - шансы общего числа возможных побед к числу поражений

Анекдот в тему:
у девушки спрашивают:
"какой шанс встретить на улицах мегаполиса динозавра"
она: "50/50 - либо встретишь, либо нет"


Факторы упрощающие принятие решений в покере

Однозначные проверки ситуации, когда действие игрока является очевидным (везде далее, если не оговорено особо, то число игроков за столом 9-10 и число M > 20):

  • проверка числа M
    - если меньше 5, то просто проверка силы хенда на префлопе и олл-ин если выше некоторого минимума
    - красная зона (M: 5-10), проверка не было ли ставок до вас (минимальные условия на хенд), если нет, то олл-ин
  • соотношение банк-ставка чрезмерно благоприятно
    - шансы банка более 1:5, минимум участников в банке, число C < 0.3 (сразу исключаем вариант фолда)
    - пример: в банке 1000, у вас 1000, для колла необходимо 5 фишек, ответ очевиден (колл или рейз по ситуации)
  • чек на позиции большого блайнда
    - при наличии слабых карт и нескольких противников
    - в 5-10% процентов рейз, если все лимперы и активных игроков не более трех
  • колл с позиции малого блайнда
    - при слабых картах (и C << 0.1) и небольшом количестве соперников
  • сильное доминирование по количеству фишек над одним из противников
    - противник близок к вылету и ценность ставки для нас невелика (колл/рейз)
    - основная цель выбить потенциального противника, коллируя с любыми картами и вынуждая его на олл-ин
  • наличие лучших комбинаций на руках
    - старшие карманные пары на префлопе, натс-комбинации (исключают фолд)
    - в любом случае колл, в зависимости от более тонкого анализа соперника или случайно - чек или рейз (пропорции подбираются под стиль игры)
  • наличие самой слабой комбинации на руках
    - Ценность ставки существенна (C > 0.2). В ситуации когда до вас был колл или рейз (фолд)
    - мелкие карты на префлопе (типа 23 и C > 0.1, наличие рейзов) - сразу фолд
    - младшая из возможных комбинаций с учетом борда и отсутствие аутов - фолд (до нас был рейз. C > 0.3, либо отрицательная Delta см. ниже)

Далее следуют менее очевидные проверки, но которые так же можно использовать для быстрого принятия решения по поводу хода:

  • для 2х игроков никогда не делать фолд (поскольку соотношение банк-ставка всегда очень благоприятно с позиции малого блайнда, а большой бланд всегда может сделать чек)
  • кооперация, при участии в банке от 3х игроков и одного с коротким стеком (который пошел в олл-ин) делать чек под него с целью максимизации шансов вывода из игры (за исключением собранной лучшей комбинации из возможных)
  • на префлопе активная игра (колл, рейз, иногда чек в случайной пропорции) при наличии любой пары на руках (шансы 1 к 17) за столом на 2х человек
  • если на флопе собрана пара, средняя, либо старшая по отношению к борду, то игра в агрессию (рейз с целью немедленного выигрыша банка) за столом на 2х человек
  • при отсутствии комбинации на флопе или наличии дро делать продолжительную ставку (~0.5 банка), если в префлопе уже была ставка и достаточно аутов
  • блеф на случайной основе на флопе при неопасном борде (отсутствие флешей, стритов, старших карт) и вероятном отсутствии хорошего хенда у противника (порядка 10% случаев, 1-5% на префлопе в поздней позиции с попыткой кражи блайндов), число игроков не более 2х


Стратегия коротких стеков

Если ни одна из вышеперечисленных ситуаций не наступила, то необходим более подробный анализ. Возможно все текущие условия благоприятствуют применению стратегии коротких стеков, которая довольно проста в описании и автоматизации. Периодически ее можно использовать для разбавления стиля игры.

Необходимые условия для проверки применимости данного приближения:

- ваш стек лежит в диапазоне 15-30 больших блайндов
- за столом более 7 игроков
- время сессии не слишком большое, что бы противники не могли однозначно определить вашу стратегию
- не турнирная игра, без роста блайндов и без анте

Если все условия благоприятны и вас устраивает безубыточная игра или даже в небольшой плюс и не пугает возможность определения вашей стратегии другими игроками, то основные принципы следующие:

- на префлопе принимать решения о ходе согласно таблице 1
- на флопе играть при наличии достаточно сильного хенда или большого количества аутов для дро (от 13)
- использование продолжительной и пробной ставки случайным образом при отсутствии хенда

В целях маскировки желательно не применять эту стратегию чаще чем в 20% случаев, поскольку число упрощений и прибыльность для нее не слишком велики.

Таблица 1. Стартовые хенды, которые следует разыгрывать на префлопе
Действия противников Ранняя позиция Средняя позиция Поздняя позиция
Перед вами все сбросили JJ+, AK 99+, AQ+, AJs 77+, AJ+, ATs, KQs
Перед вами был один рейз JJ+, AK JJ+, AK JJ+, AK
Перед вами было больше одного рейза KK+ KK+ KK+
После вашего рейза был ререйз TT+, AK TT+, AK TT+, AK
T - десятка
s - одномастные карты

Тонкий анализ ситуации за покерным столом

Теперь приступим к самой интересной части анализа - игре за стандартным столом в обычных условиях.

Основными параметрами, которые следует учитывать являются:

  • действия до нас
  • количество игроков за столом
  • ваша позиция за столом
  • размер стека (число M)
  • стеки оппонентов
  • свои карты

Каким образом можно схематично построить процесс принятия решения по этим параметрам?

Проще всего разбить его на блоки, на самом верхнем уровне будут находиться раунды торгов (префлоп, флоп, терн, ривер). Далее оценка силы своего текущего хенда, полный набор всех возможных хендов разбивается на несколько групп согласно их силе и в зависимости от того в какую группу попал текущий хенд осуществляется переход к следующему анализу. Границы разбиения можно будет в дальнейшем подобрать (см. ниже). На основе текущего хенда и количества игроков рассчитывается вероятность выигрыша.

Если ваш ход первый, то принимается решение на основе силы хенда. Грубо:

- есть собранная комбинация, либо много аутов (от 14 на флопе) -> ставка или чек (в случайных пропорциях, значение подбирается. Предпочтение ставке)
- нет комбинации, в большинстве случаев фолд (блеф, полу-блеф, чек и т.п. в заданных пропорциях). Фолд если число игроков > 2

При принятии решения важно провести ряд расчетов

  1. - шансы против случайного хенда
  2. - против оверпар и старших карт, т.к. игроки часто входят в игру с ними
  3. - против заданного набора предполагаемых хендов исходя из торгов на префлопе

Расчеты вероятности можно провести многократно заполняя стол случайными картами и подсчитывая общее количество побед, поражений и ничейных результатов. Возможный хенд противника либо учитывается, либо считается случайным. Для расчетов есть уже масса готовых программ и библиотек.

После расчетов получаем значения вероятности на выигрыш данного хенда (можно в виде шансов на победу) и рассчитываем размер ставки что бы не дать (или дать в случае натс-комбинации или премиум карт с целью наращивания банка) нужных шансов противнику.

В случае наличия ходов до вас, сила своего хенда так же рассчитывается аналогично, но теперь мы можем учесть дополнительную информацию. С каждым рейзом до нас повышаем требования к своему хенду, либо проводим отсечение слабых вероятных комбинаций у противников, что будет приводить к понижению наших шансов на выигрыш.

Анализируем отношение банк-ставка и своих шансов на победу. В благоприятном случае (параметр сильного превышения шансов на победу над шансами банка) возможен рейз или колл. В неблагоприятном случае в большинстве вариантов фолд, остальные ходы подбираются (изредка колл, очень редко ререйз после анализа борда на опасность (наличие старших карт, стритов)).

Основное условие участия в розыгрыше:
P(на победу)*Pot = Win
Win > Bet или Delta = Win - Bet > 0
либо в упрощенном варианте
O(на победу) > O(банка)

На поздних стадиях (терн, ривер) при наличии коллов, рейзов со стороны противника предполагать наличие у него какого-либо хенда и проводить расчеты с этим учетом ужесточая таким образом требования к своему хенду.

Пример анализа:


Раунд (выбор логики: префлоп, флоп, терн, ривер) ->
ставки игроков до нас (рейз - повышение силы хенда противников, чек - ослабление) ->
расчет своего хенда (учитывает число игроков) ->
расчет шансов банка ->
сопоставление параметров ->
определяем выигрываем или проигрываем (по Delta) ->
случайный выбор одного из возможных ходов с учетом весовых вкладов ->
Делаем ход


На каждом круге торгов оценка ситуации должна проводиться по новой, не зависимо от прошлых ходов, но с их учетом. Например вход на префлопе лимпингуя существенно понижает вероятность наличия старших пар (от TT и выше) у этого игрока и т.п.

Возможно в качестве еще более точной оценки можно проводить анализ борда с появлением каждой карты и поиск количества и вероятность наличия хендов сильнее вашего у противника. Проверки на флеши и стриты в основном.

Важен так же подбор величины ставки (кратно блайндам на префлопе, далее в долях от пота). Как правило величина ставки рассчитывается из силы своих карт и текущего банка.


Завершающий анализ - подтверждение и проверка гипотез

В качестве подтверждения принятого решения, иногда с возможностью его конечного пересмотра, следует учитывать следующие факторы:

- время размышления противника над текущим ходом, если сильно отличается от среднего для него, то повышается вероятность блефа (либо полу-блефа с надеждой собрать хенд и расчетом требуемого количества аутов)
- проверка истории прошлых партий с этим игроком в подобной ситуации (+ запись текущей партии по завершении в историю)
- при наличии достаточно большой базы статистики - поиск аналогичных успешных ситуаций по всем игрокам


Маскировка принятия решений

Для затруднения предсказания ваших действий желательно варьировать или выбирать диапазон возможных вариантов ходов с заданием вероятности для каждого из них.


Анализ противника

В конце каждой раздачи желательно проводить оценку игры соперника на основе его открытых карт. По результатам действий присваивать ему статус либо тайтового, либо агрессивного игрока (грубо: вход в игру с картами ниже 5, количество сыгранных хендов к общему количеству раздач (еще один оценочный параметр)). Можно ввести шкалу агрессивности игрока.

Основные способы определения типа игрока:

  1. - стартовый хенд с которым входит в игру
  2. - количество блефов, полу-блефов в процессе игры (пример: рейз на флопе при отсутствии собранной комбинации и большого числа аутов)

N_all = N_t + N_a (число тайтовых розыгрышей + число агрессивных)
Type = N_a/N_all (от 0 до 1, 0 - абсолютно тайтовый, 1 - абсолютно агрессивный)
или
Type = число сыгранных рук/общее число раздач (так же от 0 до 1)
 

Лучше оценивать комбинированно использую оба способа и подбирая некоторую границу диапазонов для разделения тайтовых и агрессивных игроков. Тип игрока можно учитывать при N_all > 5..10, по ситуации, чем больше N_all тем точнее.

Для агрессивного игрока при выборе ходов несколько повышать вероятность блефа и понижать силу его хенда. Чаще использовать ставку в продолжение и крупный ререйз с хендом достаточной силы, но не натс.

Использовать контр-стратегию к преобладающему стилю игроков за столом. Пример: если большинство тайтовых, то играть агрессивно, если агрессивные, то тайтово.


Использование покерных стратегий ботами

Если стратегия используется программно, то возможна тонкая подстройка под наиболее оптимальную стратегию следующим образом:

- все вышеперечисленные параметры задаются в виде чисел (например диапазон отсечения сильных карт от слабых (грубо, в идеале разбить на несколько диапазонов) и вероятность ходов с ними (предположим 90% рейз, 10% колл))
- запускается несколько процессов с вариациями дефолтных параметров (+- некоторая дельта), которые проводят несколько тысяч партий между собой, выявляется максимально эффективный и так для каждого из параметров и их сочетаний. Эффективность можно оценивать по количеству выигранных фишек
- проверка на реальных игровых сессиях

Для маскировки программ можно использовать:

  • намеренный небольшой проигрыш на протяжении некоторого периода
  • рандомизация ходов в аналогичных ситуациях
  • периодическое применение олл-ина
  • выбор случайного времени на ход из заданного распределения (не равномерного)
  • смена стратегии после крупного проигрыша или выигрыша (аналог тильта)
  • использование чата (по готовой выборке сообщений)
  • избегать массовости и конкуренции друг с другом
  • подбор длительности игровых сессий (менее ~8 часов, выбор из случайных диапазонов)

Представленные выше теоретические основы могут в равной степени эффективно применяться как человеком, вооруженным хорошим инструментарием, так и программами. Целью статьи не являлось сподвигнуть кого-либо к написанию ботов, а лишь показать возможность их реализации, способа развития и общих принципов принятия решения в покере.

Успешной игры!